8 (4912) 76-35-03

  8 (4912) 92-62-37(касса)

  версия для слабовидящих

 

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ»

25.07.2021

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ

«ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ»

«Значит, нужные книги ты в детстве читал!»

25 июля

день памяти

Владимира Высоцкого

25 января 1938 года – 25 июля 1980 года

И кому теперь горше от вселенской тоски —

машинисту из Орши, хипарю из Москвы?

Чья страшнее потеря — знаменитой вдовы,

или той, из партера, что любила вдали?

Чья печаль ощутимей — тех, с кем близко дружил,

иль того со щетиной, с кого списывал жизнь?..

И на равных в то утро у таганских ворот

академик и урка представляли народ.

Леонид Филатов

высоцкий1.jpgвысоцкий3.jpg

«Нам будут долго предлагать — не прогадать.     

— Ах! — скажут, — что вы, вы еще не жили!
Вам надо только-только начинать… -
Ну, а потом предложат: или-или»           

                                                                         «И будут вежливы и ласковы настолько -
                                                                          Предложат жизнь счастливую на блюде.
                                                                         Но мы откажемся… И бьют они жестоко,
                                                                                                            Люди, люди, люди…»

высоцкий5.jpg

«…Углы тупые можно и не огибать,      
Ведь после острых — это не углы»             

высоцкий6.jpg

        «…И сердце дёргается, словно не во мне, —
        Пора туда, где только «ни» и только «не»       

высоцкий7.jpgвысоцкий8.jpg                

К Высоцкому не применимо понятие «былые кумиры», он не превратился в памятник при жизни и не растратился на мелочи. Мы не увидели его в бурное время – «перестройки», «90-х», «выборов» и многих потрясений современного мира.

         Владимир Высоцкий неординарный человек, эмоциональный, творческий, любящий, преданный, щедрый. Он не укладывался в рамки образа обычного советского человека. Для меня Высоцкий - художник – реалист, художник – романтик, художник – былинно-сказочник, художник – иллюстратор, художник – портретист. Он писал поэтические полотна о нашей жизни крупными, жирными мазками наполненными чувствами, мыслями, интересными ситуациями, яркими историями. Многие люди от его песен пробуждались и начинали замечать жизнь вокруг такой, какая она была на самом деле. Волшебная сила искусства и таланта!

         В 60-е годы ХХ века Владимир Высоцкий начал создавать свои поэтические произведения. Он сделал широкий, решительный стихотворный шаг в мир социально-исторических противоречий нашего общества, чувствуя разочарования, культурный потенциал и жизнь народа. Высоцкий начал говорить в стихах о том, о чём не принято было говорить свободно – о репрессиях, отсутствия надежды на счастливое будущее, тяжёлый труд и нищенскую зарплату, несправедливость в обществе, о противоречиях в социальных группах и разрушениях единства общества. Творчество Владимира Высоцкого было понятно людям разных профессий. Многие были уверены, что лучше об их работе не рассказал никто. Песни Высоцкого слушали шахтёры, рабочие, интеллигенция, члены Политбюро. Высоцкого каждый понимал по-своему и для каждого он был «свой», «родной», «знакомый». Юрий Гагарин говорил, что он и сам не смог бы сказать о своей работе так коротко и так верно, как сказал Высоцкий, который никогда не был в космосе и не испытывал того, что испытывали космонавты.

Высоцкий поэзией и песнями объединял нашу страну и народы. Высоцкий стал народным поэтом! Его песни отвечали чувствам людей, о которых он пел, они были близки и понятны народу. А первые произведения, на мой взгляд, ничего общего не имеют с «блатными» песнями, а несут в себе остроумно подмеченные жизненные ситуации и здоровый юмор, потому что Высоцкий поддерживал традиции городского романса. Произведения Высоцкого делали своё дело –открывали недостатки людей, привлекали внимание к положительным фактам, воспитывали нас, учили говорить правду, подводили нас к «зеркалу», и мы видели себя! Здесь будет уместно вспомнить слова Булата Окуджавы:

«Вот Высоцкий», - сказал как-то один из его почитателей, - все его любят, все его понимают, от кухарки до академика. Ему казалось, что сказанное возвышает поэта, придает его работе бОльшую значимость, но я не мог с ним согласиться, потому что "всеобщая" любовь - критерий подозрительный. Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить - его сарказма, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут. Для них его поэзия, в лучшем случае, - пустое место, в худшем - как красная тряпка быку. Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и отрицатели, не только ценители, но и хулители, и даже гонители. У поэзии Владимира Высоцкого и того,  и другого вдоволь, и это, наверное, один из главных признаков ее истинности и высоты. Печально только, что иногда в качестве хулителей выступают именующие себя поэтами. Настоящий поэт рождается из духовных потребностей общества. Ими насыщена атмосфера. Чем острее они, тем резче и ярче голос поэта. Это размышления для способных размышлять, и огромная популярность Владимира Высоцкого явилась результатом не "всеобщей" любви, а признания единомышленников. Единомышленников оказалось много».

Владимир Высоцкий часто о проблемах общества и людей писал в юмористической или сказочно-былинной форме. Но никогда Высоцкий не позволял себе никаких вольностей в адрес воинов и тружеников войны. Ко всему, что связано    с войной 1941- 1945 годов, Высоцкий относился уважительно, трепетно, сочувствуя воинам и труженикам тыла. Это объяснимо, фронтовая семья Высоцкого воспитала его патриотом. О ближнем круге Владимира Высоцкого необходимо написать отдельно. Это будет интересно и неожиданно для многих.   

         Высоцкий достиг вершин актёрского мастерства. Моё предположение, что о театральных шедеврах Высоцкого за пределами нашей страны знали больше, чем на родине. Потому что купить билет в «Театр на Таганке», на спектакль с участием Высоцкого, было очень сложно, а иногда невозможно, и информация о победах на Международных фестивалях в нашей стране не афишировалась. «Мы» (советские средства массовой информации) не гордились нашими выдающимися современниками, актёрами, режиссёрами, музыкантами, художниками. Быть творческой личностью в эпоху Высоцкого было опасно. Надо было быть как все, шагать строем с одной ноги, а если ты непонятен, то значит - сам виноват. И «наши люди» думали, что проблема в человеке другом, НО не в них самих. На самом деле это «критики» недоросли, это «судьи» не поняли природы прогрессивных и творческих людей. Людей, которые не будут служить винтиками и функциями, а будут жить и светить всегда, везде для других людей и времён. К таким светилам относился Владимир Высоцкий, который в 1970 году написал:

Нараспашку — при любой погоде,
Босиком хожу по лужам и росе.
Даже конь мой иноходью ходит,
Это значит — иначе, чем все.

Я иду в строю всегда не в ногу,
Сколько раз уже обруган старшиной.
Шаг я прибавляю понемногу,
И весь строй сбивается на мой.

Мой кумир — на рынке зазывалы,
Каждый хвалит свой товар вразвес.
Из меня не выйдет запевалы —
Я пою с мелодией вразрез.


Знаю, мне когда-то будет лихо,
Мне б заранее могильную плиту.
На табличке "Говорите тихо!"
Я второго слова не прочту.

"Говорите тихо!" Как хотите, 
Я второго слова не терплю,
Я читаю только "Говорите..." —
И, конечно, громко говорю.

Из двух зол — из темноты и света —
Люди часто выбирают темноту,
Мне с любимой наплевать на это,
Мы гуляем только на свету.

Ах, не кури, когда не разрешают,
Закури, когда невмоготу.
Не дури, когда не принимают
Наготу твою и немоту! 1970 г.

Высоцкого – творца в жизни, сопровождали обстоятельства – «сдерживание», «травля», «удары по творческой судьбе» и многие другие. Высоцкий хотел разобраться почему всё не так? Думаю, что эти препятствия приблизили кончину Высоцкого! Высоцкий – актёр – поэт – музыкант – сценарист хотел делиться своим талантом с народом, хотел быть полезным обществу, жить свободно. В связи с этим    я приведу отрывки из писем Владимира Высоцкого руководству страны.

24 июня 1968 года Москва, ЦК КПСС отдел агитации и пропаганды В. И. СТЕПАКОВУ:

«… И, наконец, статья в газете "Комсомольская правда" от 16 июня с. г., где не упоминается моя фамилия, но упоминаются мои песни. Могу только сказать, что все песни, приведенные в этой статье, озаглавленной "Что за песней", написаны 7-8 лет назад. В статье говорится, что даже почитатели мои осудили эти песни. Ну, что же, мне остается только радоваться, ибо я этих песен никогда не пел с эстрады и не пою даже друзьям уже несколько лет. Во всех этих выступлениях сквозит одна мысль, что мои песни, повторяю - речь идет о старых, тысячекратно переписанных, исковерканных, старых записях, что эти песни вредны, особенно молодежи. Почему же ни в одной из статей не говорится о песнях последних 3-х лет? Я получаю огромное количество писем и абсолютно ответственно заявляю, что именно эти последние нравятся и полюбились молодежи. И, наконец, почему во всех этих выступлениях говорится о магнитофонных записях? Я знаю сам очень много записей, которые приписываются мне и которые мне не принадлежат. Сам я записей не распространяю, не имею магнитофона, а следить за тем, чтобы они не расходились, у меня нет возможности. Мне кажется, что эти статьи создают нездоровый ажиотаж вокруг моей фамилии и в них подчас – тенденциозность и необъективность, а также частый вымысел. Убедительно прошу не оставить без ответа это письмо и дать мне возможность выступить на страницах печати. В. Высоцкий»

9 июня 1969 года Москва генералу КГБ М.П.Светличному:

         «Уважаемые товарищи! Я обращаюсь к вам, ибо в последнее время для меня      и моей творческой работы сложилась неблагоприятная ситуация. Я имею в виду мои песни, а не работу в театре и кинематографе. К песням своим я отношусь столь же серьезно и ответственно, как и к своей работе в театре и кино. Любое творчество, а тем более песенное, требует аудитории - а ее-то я сейчас фактически лишен. Такая ситуация создалась в результате некоторых выступлений в печати. Например, газета "Советская Россия" опубликовала статью "О чем поет Высоцкий?", по поводу которой я обращался в отдел пропаганды ЦК КПСС, так как в статье имелись грубые ошибки, цитировались песни, мною не написанные, - и на них-то в основном строились обвинения в мой адрес, будто я "пою с чужого голоса…"

Лето 1973 года. Москва. ЦК КПСС П. Н. Демичеву:

Уважаемый Петр Нилович! В последнее время я стал объектом недружелюбного внимания прессы и Министерства культуры РСФСР. Девять лет я не могу пробиться к узаконенному официальному общению со слушателями моих песен. Все мои попытки решить это на уровне концертных организаций и Министерства культуры ни к чему не привели. Поэтому я обращаюсь к Вам, дело касается судьбы моего творчества,     а значит, и моей судьбы. Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет. Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителями, отобрать песни для концерта, согласовать программу…… ….. Я отдаю себе отчет, что мое творчество достаточно непривычно, но также трезво понимаю, что могу быть полезным инструментом в пропаганде идей, не только приемлемых, но и жизненно необходимых нашему обществу. Есть миллионы зрителей и слушателей, с которыми, убежден, я могу найти контакт именно в своем жанре авторской песни, которым почти не занимаются другие художники. Вот почему, получив, впервые за несколько лет, официальное предложение выступить перед трудящимися Кузбасса, я принял это предложение с радостью и могу сказать, что выложился на выступлениях без остатка. Концерты прошли с успехом. Рабочие в конце выступлений подарили мне специально отлитую из стали медаль в благодарность, партийные и советские руководители области благодарили меня за выступления, звали приехать вновь. Радостный вернулся в Москву, ибо в последнее время у меня была надежда, что моя деятельность будет, наконец, введена в официальное русло. И вот незаслуженный плевок в лицо, оскорбительный комментарий к письму журналиста, организованный А. В. Романовым в газете "Советская культура", который может послужить сигналом к кампании против меня, как это уже бывало раньше. В Городке космонавтов, в студенческих общежитиях, в Академгородке и в любом рабочем поселке Советского Союза звучат мои песни. Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность. Странно, что об этом забочусь один я. Это не простая проблема, но верно ли решать ее, пытаясь заткнуть мне рот или придумывая для меня публичные унижения? Я хочу только одного - быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество. А то, что я не похож на других, в этом и есть, быть может, часть проблемы, требующей внимания и участия руководства. Ваша помощь даст мне возможность приносить значительно больше пользы нашему обществу. В. Высоцкий

Примечание!

Разумеется, "внимания и участия руководства" ожидать не приходилось. Демичев даже не соизволил ответить Высоцкому. Он передал его письмо заведующему отделом культуры ЦК Шауро. Тот, в свою очередь, передал письмо своему заместителю Тумановой, которая написала в ЦК записку без права публикации лишь 14 июня 1973 года. Таким образом, письмо блуждало по коридорам "блюстителей порядка" два месяца без трех дней.

Несмотря на все препятствия – «в колёса палки ткнут», «через дорогу трос натянут», «из кустов стреляют по колёсам», Высоцкий стал любимцем миллионов людей не только в Советском Союзе, но в целом мире!

Отрывок из стихотворения «Горизонт» В. Высоцкий

«…Но то и дело тень перед мотором:
То чёрный кот, то кто-то в чём-то чёрном.

Я знаю, мне не раз в колёса палки ткнут.
Догадываюсь, в чём и как меня обманут.
Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут
И где через дорогу трос натянут.

………………………………………………

Мой финиш — горизонт — по-прежнему далёк,
Я ленту не порвал, но я покончил с тросом —
Канат не пересёк мой шейный позвонок,
Но из кустов стреляют по колёсам.

Меня ведь не рубли на гонку завели —
Меня просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел — там, на краю земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?» 1971 год

         Высоцкому миллионы людей присвоили звание народного артиста, выдающегося поэта современности 20 века. Но! Его популярность и актуальность его творчества сохранились в 21 веке. Высоцкому всегда будет 42 года. За свой короткий жизненный путь он сделал очень много – сформировал мировоззрение поколения, открывая глаза и уши людям. Это говорит о подлинности таланта Высоцкого! Потому что нельзя заставить любить, нельзя уважать по приказу или назначить «своим». Прошло много лет, а настоящие любовь, уважение, признание живёт в народах разных стран к Владимиру Высоцкому. До сего времени мы читаем стихи и слушаем песни Высоцкого, смотрим сохранившиеся видеокадры хроники о нём. Мы спорим на страницах интернета о нём, нам интересен Высоцкий!

Рассуждение нашего современника Михаила Исакова: «…ОН, или продолжал бы ТВОРИТЬ и петь НОВОЕ, или ушёл бы со сцены с гордо поднятой головой, как ушёл другой ЕГО гениальный современник Великий Артист и Творец Муслим Магомаев! Это полу-дельцы, полу-певцы сегодня могут себе на чёрный день открывать собственные рестораны, напевая порой свои бывшие коронные одноразовые полу-песенки, но они никакого отношения к Бессмертному Искусству     не имеют! Завтра они помрут, а послезавтра их никто и не вспомнит!»

         Максим Виторган вспоминает: «…А уже пару лет спустя, я буду возвращаться из школы и сразу включать 60-минутную кассету TDK с "плывущей" студийной записью или 90-минутную JVC, с еще более плохой записью живого концерта, и петь с ним вместе. Иногда не разбирая слов, не понимая их смысла и просто, воспроизводя похожие звуки. Мама будет растолковывать мне вторые планы и смыслы "Бег на месте общепримиряющий..." и "Жираф большой". И песни о войне, которые слушались на одном дыхании, как смотрятся самые захватывающие боевики. Со временем в классе мы разделимся на "битломанов", "металлистов" и любителей Modern Talking и Joy, но у всех у нас будет Высоцкий. Как бы за скобками. Над актуальностью. Что-то постоянное. Вечность. Еще много лет спустя, я вдруг пойму, что Высоцкий - прекрасный поэт. Именно, как властитель слова. Но тогда, вначале это было неважно. Он был тоном ... нотой нашей жизни... Той нотой, которая заставляла, по воспоминаниям Марины Влади, плакать слушавшую его и не понимающую ни слова по-русски Лайзу Миннелли... А еще совсем много лет спустя я буду ставить в машине через Bluetooth со своего IPhone его песни для своей дочери... А еще потом я буду выключать радио с очередными свежими страшными новостями, чтобы услышать:

"Кто сказал: все сгорело дотла?

Больше в Землю не бросите семя!

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя"»

Из обращения благотворительного фонда ВЫСОЦКОГО:

      «У Владимира Высоцкого великое множество друзей. Сам он всю свою жизнь помогал и близким, и тем, кого не знал (давал благотворительные концерты). Его песни были со многими из нас и в трудную, и в радостную минуты. И друзьями Владимира Семёновича по праву могут называть себя все те, кто любит его творчество и хранит о нём светлую память. Любовь к Высоцкому – это одна из немногих на сегодняшний день вещей, которая объединяет самых разных людей, заставляет вспомнить о том, что мы всё-таки один народ, у нас одна, общая, судьба и общее прошлое, которое нельзя забывать ради наших детей. Мы должны передать им то, чем мы жили, чем дышали и о чём думали. Мы верим, что увековечивание памяти о Владимире Высоцком обязанность не только его родных и близких, но и тех, кто помнит и любит его творчество, кому не безразличны мысли последующих поколений».

К Высоцкому применимы возвышенные слова – выдающийся, гениальный,        но убедиться в этом должен каждый самостоятельно. Я не хочу бросаться словами, которые очевидны для меня и моих друзей. Мы погрузились в его сценические работы, стихи, песни, сценарии, документальные видеоматериалы, что и как говорил Высоцкий, рассказы друзей о Высоцком. Я призываю молодое поколение сделать попытку изучения поэзии Владимира Высоцкого. Это будет непросто. Высоцкий написал про нашу жизнь где-то сказочно и смешно, где-то резко и грубо, а где-то        с любовью, переходящую в боль. О поэзии Высоцкого лестно отзывались многие Гиганты слова, известные люди. Я не ставлю цель пересказать восхищения других,   их легко можно найти в интернете. Восхищайтесь, обрадуйтесь, поймите Высоцкого сами. Это будет ваш бесценный опыт общения с книгой, поэтом и временем, в котором он жил. Изучайте нашу историю по произведениям Владимира Высоцкого.

Владимир Высоцкий

Баллада о борьбе

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой, —
Тайну слова «приказ»,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей, успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя, —

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал! 1975 г.

Леонид Филатов

Високосный год

О, високосный год — проклятый год
Как мы о нем беспечно забываем
И доверяем жизни хрупкий ход
Всё тем же пароходам и трамваям.

А между тем в злосчастный этот год
Нас изучает пристальная линза
Из тысяч лиц — не тот… не тот… не тот…
Отдельные выхватывая лица.

И некая верховная рука,
В чьей воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выхватывает нас поодиночке.

А мы бежим, торопимся, снуем, —
Причин спешить и впрямь довольно много —
И вдруг о смерти друга узнаем,
Наткнувшись на колонку некролога.

И стоя в переполненном метро,
Готовимся увидеть это въяве:
Вот он лежит, лицо его мертво.
Вот он в гробу. Вот он в могильной яме…

Переменив прописку и родство,
Он с ангелами топчет звездный гравий,
И все, что нам осталось от него, —
С полдюжины случайных фотографий.

Случись мы рядом с ним в тот жуткий миг —
И Смерть бы проиграла в поединке…
Она б , она взяла за воротник,
А мы бы ухватились за ботинки.

Но что тут толковать, коль пробил час!
Слова отныне мало что решают,
И, сказанные десять тысяч раз,
Они друзей — увы! — не воскрешают.

Ужасный год!.. Кого теперь винить?
Погоду ли с ее дождем и градом?
…Жить можно врозь. И даже не звонить.
Но в високосный год держаться рядом. 1980 г.

Хорошего просмотра. Всем ДОБРА!

С уважением Любовь Синицына.




Возврат к списку