8 (4912) 76-35-03

  8 (4912) 92-62-37(касса)

  версия для слабовидящих

 

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ «ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ «ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА»

31.05.2021

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ

«ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА»

«МАСТЕРА»

«Чтобы знали… Чтобы знали».

«… На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено.

Доживите до старости с чистыми руками…» Михаил Булгаков

писатели 1.jpgписатели 2.jpg

Василий Васильевич Розанов (1856 – 1919)

            2 мая исполнилось 165 лет со дня рождения русского писателя, религиозного философа, литературного критика и публициста Василия Васильевича Розанова. Первый в России осуществил перевод «Метафизика» Аристотеля.

писатели 3.jpgписатели 4.jpg

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 – 1939)

28 мая исполнилось 135 лет со дня рождения русского поэта, переводчика, критика, мемуариста, историка литературы, пушкиниста Владислава Фелициановича Ходасевича. В 1917 году принял революцию, согласился сотрудничать с большевиками. Очень быстро пришёл к выводу, что «при большевиках литературная деятельность невозможна», решил «писать для себя». Ходасевич работал секретарём третейского суда, вёл занятия в литературной студии московского Пролеткульта. Служил в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, заведовал московским отделением издательства «Всемирная литература», которую основал Максим Горький. Владислав Ходасевич принимал участие в организации книжной лавки 1918 – 1919 годов. В марте 1920 года, из-за голода и холода, поэт заболел острой формой фурункулёза и в ноябре перебрался в Петроград, где получил с помощью Горького паёк. Впоследствии об этих событиях Ходасевич напишет в очерке «Диск». В 1920 году вышла третья книга стихов Ходасевича «Путём зерна», в которой такие строки:  

«И ты, моя страна, и ты, её народ,

Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год»

            В 1922 году Владислав Фелицианович Ходасевич был вынужден иммигрировать. Умер в больнице для бедных в Париже.

писатели 5.jpgписатели 6.jpg

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 - 1989)


21 мая легендарному физику-теоретику, Академику АН СССР и правозащитнику, Народному депутату СССР, автору проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, Лауреату Нобелевской премии мира за 1975 год Андрею Дмитриевичу Сахарову исполнилось бы 100 лет. Один из создателей водородной бомбы, политический деятель — Академик Андрей Сахаров был легендарной фигурой в советской истории. Андрей Дмитриевич выступал за признание ценности прав человека, как одного из основных принципов современной цивилизации. Его гуманистические идеи актуальны и сейчас. После заявлений и осуждений ввода советских войск в Афганистан, был лишён всех советских наград, премий и в январе 1980 года выслан из Москвы. В конце 1986 года Сахарову разрешили вернуться в Москву.

Предсказания Андрея Дмитриевича Сахарова

В 1974 году в статье «Мир через полвека» Сахаров писал: «В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное  и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности». Всемирно Информационная Система является прообразом интернета, ставшего общественно значимым явлением в середине 1990-х годов.

писатели 7.jpgписатели 8.jpg

Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996)


24 мая в Ленинграде родился русский поэт, эссеист, драматург, переводчик, педагог, Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991 – 1992 годах, Почётный гражданин Санкт-Петербурга 1995 года Иосиф Александрович Бродский. Стихи писал в основном на русском языке, а эссеистику – на английском. В 23 года начал зарабатывать литературным трудом в журнале «Костёр» в издательстве «Художественная литература», для ленинградской студии телевидения написал сценарий документального фильма «Баллада о маленьком буксире». Из воспоминаний Владимира Маразина, знакомого Бродского:

«За год, и не самый худший, Иосиф Бродский, работая ежедневно над своими стихами и над переводами, как галерный раб, заработал всего лишь 170 рублей. Столько в те годы зарабатывал, скажем, инженер — но только за месяц, а не за год. Иосиф в России был беден, как церковная крыса. Он жил у родителей… которые кормили его».

Договоры с издательством на переводы кубинских поэтов и поэтов Югославии были аннулированы по доносу о тунеядстве дружинника Якова Лернера. Лернер выслеживал и травил Бродского, ставил в вину, что тот ходит без шапки зимой и «потягивает коктейли». Яков трудился завхозом в институте «Гипрошахт». По месту работы его характеризовали как въедливого, желчного человека, вечно высматривающего недостатки у сотрудников, и бесконечно строчащего кляузы в инстанции. Хрущёвский «призыв» он встретил с радостью, сколотил отряд из восьми человек и почти всё свободное время тратил на «поддержание» общественного порядка в городе. Дело Иосифа Бродского – это не только вопиющая судебная история и последующее за ней всенародное обличение поэта и близких к нему людей, а в первую очередь, это случай общественного бескультурья в лице дружинника Якова Лернера, который и «раскрутил» дело Бродского. 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень». 8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 февраля 1964 года Бродского арестовали, а 14 у него случился в камере сердечный приступ стенокардии. С того времени это заболевание у поэта стало хроническим. На суде адвокат Бродского приводила аргументы о том, что Бродского нельзя считать тунеядцем, что его даже не обвиняют в ведении антиобщественного образа жизни и у него есть свой заработок.Но судья, выполнявшая функции не только судьи, но и прокурора, отказывалась признавать Бродского литератором, а его литературный труд — полноценным трудом. По сути, Бродского обвиняли не в том, что он не работает, а в том, что у него малые заработки. Но в действительности даже по советским законам это нельзя было квалифицировать как уголовно наказуемое поведение. Суд обвинял Бродского также в том, что он «писал ущербные и упаднические стихи», которые с помощью своих друзей распространял среди молодёжи Ленинграда и Москвы, а кроме того, организовывал литературные вечера, на которых пытался противопоставить себя как поэта нашей советской действительности».

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал, что это дается образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

           Гениального поэта – переводчика Иосифа Бродского выслали из нашей страны. Последняя фотография на родине с чемоданом в руке вызывает бурю эмоций и вопросов. Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, с просьбой позволить им посетить Бродского обращались к правительству СССР также конгрессмены и видные деятели культуры США. Однако даже после того, как Бродский в 1978 году перенёс операцию на открытом сердце и стал нуждаться в уходе, его родителям было отказано в выездной визе. Сына они больше   не увидели. Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер отец. И даже оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны родителей. Любящий сын посвятил своим ушедшим родителям книги и стихи. В 2018 году вышел фильм «Довлатов», где Бродский является одним из главных героев. Действие фильма происходит в 1971 году, незадолго до эмиграции Бродского.

            27 января 2020 года в Санкт – Петербурге в здании доходного дома Мурузи на Литейном проспекте в квартире, где жил поэт в 1955 – 1972 годах, был открыт музей Иосифа Бродского.  

            Мне очень тяжело писать такие факты, но это надо знать, уважаемые читатели. Это надо помнить и быть толлерантными, благородными людьми, чтобы НИКОГДА не позволять себе вершить суд над другими людьми.

писатели 9.jpgписатели 10.jpgписатели 11.jpg

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940)


130 лет назад родился русский писатель, драматург, театральный режиссёр, актёр Михаил Булгаков. Его сложная творческая судьба отражала катастрофические события России XX века. При жизни его пьесы запрещали к постановке, а после – они стали классикой отечественной литературы    и мировыми шедеврами. Михаил Афанасьевич Булгаков был уникальным писателем. Самые яркие произведения он написал в СССР, будучи по духу своих взглядов антисоветским писателем. Булгаков категорически не принял революцию и ассоциировал её как национальную катастрофу, кровопролитие и страшный грех. В произведении «Собачье сердце» Булгаков говорит словами персонажа профессора Преображенского: «Ага! Теперь поняли? А я понял через десять дней после операции. Ну так вот…». Михаил Афанасьевич Булгаков был автором романов, повестей и рассказов, пьес, киносценариев, множества фельетонов в 1920-е годы. Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так   и в других странах.

            Родился Михаил Булгаков 15 мая 1891 года в семье профессора-богослова. Михаил был самым старшим ребенком в семье, кроме него подрастали еще два брата и четыре сестры. На правах старшего ребёнка Миша помогал родителям, частенько нянчил младших братьев и сестёр. В 1901 году Михаила Булгакова зачислили в самую престижную школу города — Первую Киевскую мужскую гимназию. Учеба давалась ему легко: первый, второй, третий и шестой классы будущий писатель закончил с наградами. Воспитание в гимназии было прогрессивным: к ученикам обращались на «вы» и разрешали высказывать собственное мнение. Вместе с будущим писателем учился Константин Паустовский. Он вспоминал: «Никто не давал таких едких и «припечатывающих» прозвищ как Булгаков «Ядовитый имеете глаз и вредный язык, — с сокрушением говорил ему инспектор Бодянский. — Прямо рветесь на скандал, хотя выросли в почтенном профессорском семействе!». Писатель Константин Паустовский писал: «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора. Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение».

            Константин Паустовский писал в «Книге скитаний»: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». У Булгаковых часто звучала музыка. По вечерам мать играла на рояле произведения Шопена. Иногда скрипку в руки брал отец, и родители вместе пели романсы. Детей часто водили на летние концерты в Купеческий сад, в оперу. На популярного в то время «Фауста» с Федором Шаляпиным в главной роли семья ходила много раз. Булгаковы ставили благотворительные семейные спектакли, в которых играли домочадцы. Представления проходили либо в приютах для инвалидов, либо в квартирах друзей. Сестра писателя Елена Булгакова рассказывала: «Родители, между прочим, как-то умело нас воспитывали, нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?». У нас были разные книги». Михаил Булгаков читал произведения Пушкина, Толстого, Купера, Салтыкова-Щедрина.Но любимым писателем Михаила Булгакова был Николай Васильевич Гоголь. Будущий литератор начал проявлять свои способности очень рано: уже в гимназии он писал стихи, рисовал карикатуры, сочинял рассказы и прекрасно их преподносил, пел в гимназическом церковном хоре, играл в футбол и катался на коньках. Однако в начале своего жизненного пути он мечтал о карьере врача. После окончания гимназии Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и учился семь лет. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». Будущий литератор стал талантливым врачом. Когда началась Первая мировая война молодой специалист Булгаков уехал на Юго-западный фронт добровольцем Красного Креста. В составе российской армии он работал военным врачом во время Брусиловского прорыва, пребывая в Каменце-Подольском, а затем — в Черновцах. Михаил Булгаков работал во фронтовом госпитале, однако, в сентябре его отозвали. В сельских больницах не хватало врачей, поэтому молодой специалист был переброшен в Смоленскую губернию. В Никольской земской больнице Булгаков был единственным врачом. Он принимал роды, проводил сложные операции, оказывал экстренную помощь. Этот опыт стал толчком для развития его литературного таланта и опыт работы врачом пригодился Булгакову в его творчестве. Он выпустил сборник сочинений «Записки юного врача», который до сих пор интересен читателю. Медицинская тема нашла свое отражение и в повести «Собачье сердце», хотя на самом деле она стала не столько отражением достижений науки, а скорее острой критикой на окружающую его действительность. В те же годы родилась еще одна повесть – «Роковые яйца», написанная в жанре фантастики. В 20-е годы Михаил уезжает в Москву, и именно здесь началась его творческая биография. Он пишет фельетоны, позднее стал драматургом и режиссером во МХАТе, потом служил в Центральном театре рабочей молодежи.  Литературное творчество Булгакова началось с повести «Похождения Чичикова», которая была написана в сатирическом ключе. Потом он опубликовал «Записки на манжетах», которые отчасти были автобиографическими. За ними пришла очередь социальной драме «Дьяволиада».

            В 30-е годы произведения Булгакова перестали печатать вообще. Он чуть было не потерял рукопись «Собачьего сердца», которую отняли у него вместе с дневниками при обыске в 1926 году. Рукопись удалось вернуть спустя два года, а вот дневники исчезли бесследно. Однако повесть ждала выхода в свет на протяжении долгих 60 лет, «Собачье сердце» напечатали только в 1987-м. Другие произведения – «Театральный роман», «Жизнь господина Мольера» читатели увидели лишь в 1965 году. А роман, который прославил Булгакова не только на всю страну, но и на весь мир – «Мастер        и Маргарита» удалось издать в 1966 году и в сильном сокращении.

            В 1939-м Булгаков начал писать пьесу «Батум», о биографии Сталина. Он был уверен, что произведение о вожде запретить не смогут. Ее уже начали репетировать в одном из театров, но тут «сверху» пришел приказ немедленно завершить работу над ней. Это стало последней каплей и самым серьезным ударом по здоровью писателя. Его зрение резко упало, он стал жаловаться на почки, которыми страдал с рождения. Вскрылась старая болезнь, из-за которой он начал употреблять морфий. Еще в 1917 году Михаил заболел дифтерией и в качестве лечения применял сыворотку. Слишком интенсивное лечение привело к развитию тяжелейшей аллергии. Чтобы справиться              с ее симптомами, писатель начал принимать морфий, и вскоре стал зависимым. Спустя год Булгаков полностью избавился от зависимости, но в 1940-м снова начал употреблять морфий, чтобы унять боль. Он был доктором и прекрасно понимал, что обречен. Булгаков уже не вставал с кровати, но продолжал диктовать «Мастера и Маргариту», наперекор ужасным болям и ускользающему сознанию. 

            15 июня 1938 года Булгаков завершил последнюю главу романа «Мастер и Маргарита». Затем  он еще в течение двух лет правил, дополнял рукопись, а закончил роман за месяц до своей смерти. 

10 марта 1940 года его не стало. И все же он умер со спокойной душой, услышав от жены именно то, чего ждал: «Клянусь, я его напечатаю». По сообщению вдовы писателя, последними словами Булгакова о романе перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

            Роман «Мастер и Маргарита» стал культовым и сейчас входит в золотой фонд мировой литературы. Без преувеличения можно сказать, что его прочитали миллионы читателей. Эта книга обессмертила имя Михаила Булгакова, и сегодня считается одним из самых неразгаданных произведений в мире. Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище столицы. Михаил Булгаков прожил всего 48 лет, и два десятка из них  в литературе. Он называл себя «затравленный волк», потому что из трехсот откликов на его творчество только три было положительными. Но Булгаков оставил огромный след в отечественной культуре и литературе. Его произведения известны по сей день, а его театральные представления исполняются как в театрах России, так и за границей. Михаила Афанасьевича Булгакова часто сравнивают с Николаем Васильевичем Гоголем, хотя творческие идеалы Гоголя и Булгакова расходятся в противоположные стороны и разно векторные. Но прочитайте мистическую историю с памятником на могиле Булгакова. Памятника на могиле писателя не было.

«В поисках плиты или камня Елена Сергеевна захаживала в сарай к гранильщикам и подружилась с ними… Однажды видит: в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников мерцает огромный чёрный ноздреватый камень. «А это что?» – «Да Голгофа». – «Как Голгофа?» Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом, когда к гоголевскому юбилею 1952 года сделали новый памятник, «Голгофу» за ненадобностью бросили в яму. «Я покупаю», – не раздумывая сказала жена писателя. «Это можно, – отвечают ей, – да как его поднять?» – «Делайте что угодно, я за всё заплачу…». Камень перевезли, и глубоко ушёл он в землю над урной Булгакова. Стёсанный верх без креста, со сбитой строкой из Евангелия, – он выглядел некрасиво. Тогда всю глыбу перевернули – основанием наружу».

Вот вам и символика. Одна Голгофа устремляется вверх к небу, другая – вниз, под землю. И тут примечательна фраза Булгакова, которую он часто произносил в адрес Гоголя: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

            С 1941 по 1954 годы зрителям о Булгакове напоминали только его театральные работы – на сцене шли «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мертвых душ». С конца 20-х годов и до 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. Булгакова стали вспоминать спустя 25 лет после его смерти. Его известность нарастала как шквал, из литературной среды перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам. Наконец-то свершилось восстановление забытого имени писателя — естественный процесс, обогативший наследие нашей культуры.

            130 лет прошло со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). По масштабам XX века, он был писателем великим, но не русским, а советским. Булгаков вышел из литературы России периода «Серебряного века». Пик популярности его произведений пришелся на 80-90 годы прошлого столетия, то есть через 40-50 лет после смерти. Именно тогда читающая публика и открыла для себя писателя Булгакова. Исключительное положение его в истории  и литературе заключается прежде всего в том, что он не принял ни Октябрь, ни Февраль 1917 года    и представлял собой образованную интеллигенцию России в революционной стране. Про Булгакова писатель Илья Ильф как-то шутливо заметил: «Что вы хотите от Миши? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права. А вам надо сделать из него строителя нового общества!». «Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых  я смотрел с ужасом и недоумением» — говорил Михаил Булгаков в 1926 году на допросах, давая показания в ОГПУ. А повесть «Собачье сердце» в СССР была запрещена, но в 70-е годы ходила    по рукам в виде «самиздата», то есть в перепечатанном на машинке виде. Я до сих пор помню эти листы бумаги, пожелтевшие от пальцев рук читателей и почитателей таланта великого писателя. Затем стали выходить один за другим фильмы по Булгакову, которые становились весьма популярными — «Бег» (1970), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Дни Турбиных» (1976) и другие. И наконец-то экранизация в 1988 году «Собачьего сердца», этого евангелия антисоветской интеллигенции. Сегодня творчество Михаила Булгакова оказывает колоссальное влияние на современный мир. И не только потому, что он признан гениальным писателем, драматургом. Он был не менее гениальным мыслителем, способным правильно оценить самые сложные и запутанные общественно-политические ситуации, но главное — предвидеть обозримое будущее. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих художественных произведениях выразил мысли и переживания русской интеллигенции, предсказал трагедию России. Внимательно прочитайте слова великого русского философа, которого выгнали из России после трагических событий 1917 года, Ивана Ильина

«И так, вот общая и основная черта, свойственная коммунистам в России и на западе: это люди, утратившие веру в Бога и неспособные к самостоятельному мышлению, исследованию и миросозерцанию. Их мышление авторитарно, полуобразованные или почти-необразованные – эти люди раз навсегда заполнили свою умственную пустоту чужими трафаретными формулами… Патриотическая верность им смешна. И государственное правление их, построенное на терроре, попирает все законы совести, чести и человечности. Все это можно было бы выразить так: это люди, инстинктивно разнузданные и дерзающие, душевно ожесточившиеся, а духовно омертвевшие. Или иначе: биологически это индивидуализированные люди, а духовно – полулюди, опустившиеся на низшую ступень первобытного всесмешения. Естественно, что тоталитарное государство становится для них основной формой политического бытия. Оно дает им сразу: плен мысли, порабощение воли; развязание зависти, ненависти и мести; упоение грабежом и произволом, санкцию безбожия и всяческое первенство. Оно дает им иллюзию всемогущества, за которою скрывается подлинное рабство – рабство вверх и рабовладение вниз».

            А теперь Булгаков «Собачье сердце»:

«Филипп Филиппович потух, обмяк, завалился в кресло и сказал:

– Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне 60 лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости     с чистыми руками.

– Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его ещё обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!

– Ага! Теперь поняли? А я понял через десять дней после операции. Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.

– Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем.

– О нет, нет, – протяжно ответил Филипп Филиппович, – вы, доктор, делаете крупнейшую ошибку, ради Бога не клевещите на пса. Коты – это временно… Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Ещё какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться.

Перекличка чувств и мыслей образованных людей России очевидна. О своем творчестве Михаил Булгаков говорил так: «Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, а самое главное — изображение страшных черт моего народа».

Позиции Михаила Булгакова


- первое своё письмо «вождю всех народов» написал в июле 1928 года, после запрета произведений,

- невозможность печататься вызывает чувство «затравленного волка»,

- борьба с цензурой и поддержка свободы печати – мой писательский долг,

- сатирический характер моих произведений в Советском Союзе воспринимается как нападки на существующий строй,

- подчёркиваю свою неразрывную связь с русской дореволюционной интеллигенцией, которая  в новой России воспринимается враждебно,

- не собираюсь отрекаться от своих взглядов и становиться хотя бы «попутчиком» при советской власти,

- я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо,

- я сохраняю критическое восприятие советской действительности и не собираюсь становиться «пролетарским писателем»,

- прошу разрешения на выезд за границу.

            Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной, энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями. Одна из причин актуальности его творчества состоит в том, что Булгаков, писатель тонкий и проницательный, удивительно остро чувствовал время, и не только, в котором он жил, но и то, которое наступит, и эта целеустремлённость, обращённость в будущее делает его произведения на редкость современными нам и нашей эпохе XXI века.  

            Литературовед и филолог Борис Соколов пишет: «В книгах Булгакова зашифрована вся история советской литературы довоенного времени. Надо только суметь разобрать эту тайнопись».

            Я присоединяюсь к этим словам и всем желаю успехов в изучении творчества Михаила Афанасьевича Булгакова.

писатели 12.jpg

Произведения М. А. Булгакова

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собрание сочинений: в 10 т. / М. А. Булгаков; сост. В. В. Петелин; худож. Г. Д. Расторгуев. – Москва: Голос, 1995.

* * *

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Аня и Катя: рассказы / Н. А. Булгаков; худож. А. Петров. – Москва: Дет, лит., 1989. – 28 с.: ил.

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Белая гвардия: роман / М. А. Булгаков; авт. коммент.: Е. Н. Грачёва, А. В. Востриков. – Санкт-Петербург: Азбука, 2015. – 444 с. – (Азбука-классика. Школьная библиотека).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Грядущие перспективы / М. А. Булгаков. – Москва: ИЗОФАКС, 1993. – 671 с.

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Дьяволиада и другие невероятные истории: повесть / М. А. Булгаков; сост. В. В. Чагин; худож.: О. К. Ампилогов, В. В. Бахтин. – Красноярск: Книжное издательство, 1989. – 512 с.: ил.

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. – Москва: Мол. гвардия, 1980. – 175 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Записки на манжетах: ранняя автобиографическая проза /  М. А. Булгаков; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Сахаров. – Москва: Худож, лит., 1988. – 206 с.

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Мастер и Маргарита: роман / М. А. Булгаков; авт. коммент.: Е. Н. Грачёва, А. В. Востриков. – Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – 480 с. – (Азбука-классика. Школьная библиотека).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Морфий. Записки юного врача / М. А. Булгаков. – Москва: Эксмо, 2012. – 192 с. – (Pocket book).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Неизвестный Булгаков / М. А. Булгаков; сост., коммент. В. И. Лосев. – Москва: Книжная палата, 1992. – 463 с. – (Из рукописного наследия).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Пьесы 1920-х гг. / М. А. Булгаков. – Ленинград: Искусство, 1990. – 591 с.

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Собачье сердце: повесть / М. А. Булгаков. – Москва: АСТ, 2007. – 560 с. – (Книга на все времена).

·         Булгаков, Михаил Афанасьевич. Ханский огонь: повести и рассказы / М. А. Булгаков; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Сахаров. – Москва: Худож, лит., 1988. – 240 с.

писатели 13.jpg

Кадр их фильма «Бег» (режиссер В. Наумов и А. Алов, «Мосфильм», 1970 г.)писатели 14.jpg

Кадр из фильма «Собачье сердце» (режиссер В. Бортко, «Ленфильм», 1988 г.)

писатели 15.jpg

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (режиссер Л. Гайдай, «Мосфильм», 1973 г.)

писатели 16.jpg




Возврат к списку