8 (4912) 76-35-03

  8 (4912) 92-62-37(касса)

  версия для слабовидящих

 

«ГОЛОС ШУЛЬЖЕНКО – СИМВОЛ ЭПОХИ»

«ГОЛОС ШУЛЬЖЕНКО – СИМВОЛ ЭПОХИ»

01.04.2021

«Творческая мастерская» представляет проект

«Давайте помнить, чтобы жить»

 

24 марта 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения

Клавдии Ивановны Шульженко.

 

«ГОЛОС ШУЛЬЖЕНКО – СИМВОЛ ЭПОХИ»

Песни «Давай закурим», «Три вальса», «Катюша», - согревали сердца людей и звали на подвиг бойцов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Песня «Синий платочек» была символом Победы. Каждая песня Клавдии Ивановны Шульженко — это спектакль – с жестами, мимикой, интонациями и даже реквизитом. Клавдия Шульженко стала одной из самых известных артисток Советского Союза, голосом эпохи и воплощением Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


Клавдия Ивановна Шульженко родилась в Российской империи 24 марта (11) 1906 года в Харькове. Любовь к музыке, пению, театру прививалась ей с раннего детства. Семья Клавдии не была из артистической среды, но отец был ценителем песен и романсов, пел в самодеятельном хоре и играл в духовом оркестре. Говорят, когда Иван Шульженко начинал петь, слушатели подтягивались со всей улицы. Отец мечтал о том, чтобы его дочь стала певицей. Маленькая Клавдия Шульженко была в восторге от Веры Холодной и других актеров немого кино и считала, что петь сумеет каждый, а вот стать хорошим актером смогут единицы. Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Все родные поддерживали ее увлечения музыкой и театром, вдохновляли на творческую карьеру. Юная Шульженко начала исполнять народные песни в четыре года с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась частным образом у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемезова. В семнадцать лет, в 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. Надо заметить, что попасть в труппу режиссера Синельникова считалось в те годы очень большой удачей для начинающего актера. В то время харьковский театр и его коллектив считались лучшими на периферии.

Из воспоминаний Клавдии Шульженко как она поступала в театр «... главный режиссер театра Николай Синельников предложил мне разыграть этюд «Ревность» и зачем-то дал веер. Раздались звуки вальса, и этюд начался. Как я ревновала, сказать не могу. Помню только, что веер так и ходил ходуном у меня в руках, а когда я приблизилась к артисту, назначенному мне возлюбленным, он в страхе отшатнулся. От досады я с размаху хлопнула веером по ладони, и в ту же минуту он рассыпался на десяток планок. Не знаю отчего, но я расплакалась. Синельникову это понравилось. Но решила мою судьбу песня, которую я исполнила на прослушивании - «Запрягайте, хлопцы, коней». Правда, я не могла объяснить аккомпаниатору со странным именем Дуня, какой у меня голос. Сказала - сильный. Дуня, молодой пианист Исаак Дунаевский, все понял. Как же он блестяще аккомпанировал, - до сих пор думаю, что меня взяли на сцену из-за его игры». «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил мне Синельников. Так зародилась особая манера: для каждой песни — свои интонации и свой образ, искренность и видимая простота».

Клавдия Шульженко принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. В девятнадцать лет, летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1927 году композитор Юлий Мейтус специально для неё писал произведения, которые быстро стали популярными. В мае 1928 года состоялся её певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде. Наиболее ярко актёрские способности Шульженко проявились затем на эстраде, где ей удавалось почти всё из актерского арсенала, который она приобрела на театральных подмостках: комедийные характеры, лирика, умение танцевать.В двадцать три года Клавдия Шульженко становится артисткой Ленгосэстрады и солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского. Затем в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где певица сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский. Клавдия Ивановна Шульженко участвовала в эстрадных программах, снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?». В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады, и в числе конкурсантов, было много талантливых артистов. Но! Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии. Неизгладимое впечатление на жюри и зрителей произвели три песни, представленные Шульженко – «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка». Так Клавдия Шульженко стала лауреатом, а третью премию конкурса разделила с Марией Мироновой. Шульженко много записала грампластинок, которые не залёживались на прилавках. Росла её известность.В её репертуар входили популярные танго «Утомлённое солнце», фокстроты «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня»; она по-актёрски «играла» сюжетные песни «Руки», «Записка». В январе 1940 года Клавдии Шульженко и её муж Владимир Коралли создают ленинградский джаз-оркестр, который стал очень популярным и просуществовал до лета 1945 года. Начало Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Шульженко добровольно вступила в ряды действующей Красной армии, а оркестр стал Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем, с которым Шульженко сотни раз пела для бойцов Ленинградского фронта на передовой и в госпиталях. В конце 1941 года в её репертуаре появилась ставшая впоследствии легендарной песня польского композитора Ежи Петерсбурского «Синий платочек». В годы войны сценической площадкой Клавдии Шульженко становились форты Кронштадта, прифронтовые землянки, больничные палаты, поле аэродрома, лесная опушка, деревянные сараи. Однако в любых условиях она старалась появляться на концерте в сценическом платье и туфлях на каблуках. Однажды Шульженко пришлось выступать прямо с кузова грузового автомобиля с откинутыми бортами, забираясь на эту импровизированную сцену, она сломала каблук. После этого она давала концерт, стоя на цыпочках. Но во время выступления немецкая авиация совершила налет, заработала зенитная артиллерия, невдалеке начали рваться бомбы. Певицу буквально силой столкнули вниз, кто-то прижал ее шинелью к земле. Когда воздушный налет закончился, Клавдия Шульженко снова поднялась на сцену, отряхнула свой наряд и допела концерт, но уже без туфель. И это лишь один небольшой эпизод из военной биографии Шульженко, а таких концертов в годы войны она провела огромное количество. Солдаты отвечали ей своей благодарностью: писали ей многочисленные письма, дарили цветы, хранили пластинки и фотографии. За время блокады Ленинграда Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим» Шульженко получила всесоюзное признание. На сцене Ленинградского Дома Красной Армии 12 июля 1942 года состоялся 500-й концерт певицы и Фронтового джаз-ансамбля. С ним она гастролировала   в действующих войсках на протяжении всей войны. Голос Клавдии Ивановны Шульженко слышали солдаты    и офицеры на всех фронтах Великой Отечественной войны, а в мирные годы ей аплодировали ленинградские строители, ивановские ткачихи, донецкие шахтеры и казахские целинники. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Гастролировала за рубежом. После войны продолжила свою концертную деятельность, её выступления ждали и ей рукоплескали зрители. В конце 1940-х годов Шульженко, по-прежнему, остается фантастически популярной и востребованной певицей, тираж пластинок исчислялся миллионами экземпляров. Голос Шульженко стал настоящим символом эпохи, звуковым воплощением памяти о Великой Отечественной войне. Очень часто репертуар певицы использовался в художественных и документальных фильмах для того, чтобы обозначить временные рамки происходящего. В 1947 году в репертуаре Клавдии Ивановны Шульженко появилась, ставшая впоследствии широко известной, песня «Друзья-однополчане». На рубеже 1940-1950-х годов Шульженко пытались навязать другой репертуар. Однако исполнять пафосные песни советских лет она так и не стала. Шульженко пела о любви, а не о партии и комсомоле, возможно, именно поэтому звание Народной артистки СССР она получила сравнительно поздно, в 1971 году, уже на закате своей эстрадной карьеры. Правда или миф, но встречается информация о том, что Клавдия Ивановна отказалась выступить на концерте 31 декабря 1952 года, на котором присутствовал вождь. Накануне, 30 декабря, ей позвонили и сказали, что она будет выступать в Кремле, на что певица ответила, что предупредили ее слишком поздно, она уже успела составить собственные планы на этот день. «По конституции я тоже имею право на отдых!» — заявила Шульженко. Если такая история действительно имела место, то скорая смерть Сталина спасла певицу от опасных последствий. В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она снялась в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды». В октябре 1965 года Шульженко приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля. В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова).  В декабре 1983 года певица приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения. Талантом Шульженко восхищалось высшее руководство страны и заслуженные деятели искусства. На советской эстраде она действительно была суперзвездой, кумиром сотен тысяч людей. Какой была Шульженко в жизни? Она никогда не экономила на «хорошем», любила дорогую парфюмерию, отдавала предпочтение концертной одежде от известных модельеров. Среди её нарядов от знаменитых кутюрье  было и концертное платье от ещё малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. При этом Шульженко никогда не имела собственного автомобиля. В её московской квартире стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда-то Исааку Дунаевскому в преферанс, а певица выкупила инструмент. В записной книжке Клавдии Ивановны Шульженко были телефоны поликлиники Большого театра и домашний номер Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба. В начале 1980-х годов    в московском парке в районе метро «Аэропорт» часто можно было видеть гуляющую пожилую женщину. Многочисленные прохожие редко узнавали в ней знаменитую на всю страну эстрадную певицу и актрису Клавдию Ивановну Шульженко.

Шульженко долго болела. Перед смертью впала в кому, которая длилась две недели. Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.

Клавдия Ивановна Шульженко была и остается настоящим национальным достоянием, классикой и эталоном эстрадного искусства. Казалось бы, она не обладала таким уж сильным голосом и   привлекательной внешностью, однако именно ее «Давай закурим» и «Синий платочек» остались навсегда шлягерами. Не случайно о ней без преувеличения говорят: «Советская Эдит Пиаф». 26 мая 1996 года в Харькове был открыт городской музей Клавдии Ивановны Шульженко, в котором представлены концертные костюмы, личные вещи, документы и другие реликвии, которые принадлежали певице. А к столетию Шульженко саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил программу из подлинных партитур ансамблей и оркестров, с которыми выступала знаменитая певица. Так спустя много лет, в 2006 году, под сводами Колонного зала в Кремле, снова прозвучали ее песни. В этом году Клавдии Ивановне Шульженко исполнилось бы 115 лет со дня рождения. Давайте помнить то, о чём пела великая певица – «голос эпохи» в своих песнях – об огнях-пожарищах, о друзьях – товарищах и что жить без любви быть может просто, но как на свете без любви прожить…..

НАГРАДЫ КЛАВДИИ ИВАНОВНЫ ШУЛЬЖЕНКО

·         Лауреат I-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939)

·         Заслуженная артистка РСФСР (1945)

·         Народная артистка РСФСР (1962)

·         Народная артистка СССР (1971)

·         Орден Ленина (1976)

·         Орден Красной Звезды (1945)

·         Орден Трудового Красного Знамени

·         Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

·         Медаль «За оборону Ленинграда» (1942)

·         Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

·         Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)

·         Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)

·         Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)

·         Медаль «Ветеран труда»

·         Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968)

·         Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1978)

·         Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)

·         Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1956)

ДАВАЙТЕ ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!



Возврат к списку