8 (4912) 76-35-03

  8 (4912) 92-62-37(касса)

  версия для слабовидящих

 

«Творческая мастерская» представляет проект «История – Праздники – Традиции»

«Творческая мастерская» представляет проект «История – Праздники – Традиции»

«Творческая мастерская» представляет проект «История – Праздники – Традиции» 13.03.2021 «Творческая мастерская» представляет проект
«История – Праздники – Традиции»

«Фольклорные традиции празднования Масленицы на Руси»

Важную роль в жизни человека занимают праздники. Они являются основой эмоционального состояния человека и социальной жизни в стране. Благодаря праздникам, возникают семейные и городские традиции, воспоминания, коллективные и персональные фотографии.
Праздники погружают нас в приятные хлопоты и позитивное настроение. Знать историю праздников – значит, знать культуру и историю своей страны. Многие порой не задумываются о происхождение праздников, а это большая ошибка. Почему-то праздник иногда «не удаётся» или мы не знаем, как его надо было организовать. Или предлагаемые современные праздники нам не понятны, а может быть не интересны? Мы приходим на праздник как чужеродные элементы – походим, посмотрим и уходим. А был ли праздник? Что такое праздник? Вопросов возникает много. Поэтому я призываю всех интересоваться историей культуры и происхождением праздников. Поверьте, пожалуйста, это очень увлекательная тема!
Сегодня мой краткий рассказ о праздничном цикле «Масленица». С уважением, художественный руководитель «Творческой мастерской» Любовь Синицына.
Языческий праздник «Масленица» славянские народы отмечают с древних времён. Масленица не просто праздник, а праздничный цикл, имеющий свою характерную структуру, обрядовую и смысловую основу. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной, многосоставной и восходит к глубокой древности. Дата начала и окончание Масленицы зависит от того, когда начинается Великий пост. Поэтому каждый год меняются сроки праздничного масленичного цикла. В 2021 году Великий пост начинается 15 марта и заканчивается 1 мая. Значит в этом году Масленичная неделя отмечается с 8 по 14 марта. Сразу же после Масленицы начинается Великий пост, который длится 40 дней (7 недель) и заканчивается одним из главных православных праздников – Пасхой. На Руси в Святцах как «церковное» название Масленицы употребляли Мясопуст, Мясопустная, Сырная неделя, сырница. В народе праздник «Масленица» получил свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешалось употребление только «белой» пищи: сливочного масла, молочных продуктов, сыра и рыбы. В Великий пост люди должны отказаться от пищи с животными жирами, мяса, молочных продуктов, яиц, алкоголя. Рыбу разрешалось есть всего два дня за 40 дней Великого поста - в праздник Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Великий пост - самый строгий пост, который держат православные. Особенно строгими неделями Великого поста является первая и последняя. В связи с этим люди пели корильные песни (позже частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост и давали ей обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, полизуха, блиноедка.
«Масленица, обманщица,
Обманула, провела,
До поста довела,
Сама удрала» «Масленица, воротись,
В Новый год покажись.
Масленица, прощай,
На тот год приезжай!»
И тем не менее Масленицу люди ждали с большим нетерпением. Масленица — самый веселый, разгульный праздник. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами, обрядами, театрализованными действами, традиционными играми, забавами и отличалась особенно широким хлебосольством, ритуальным объеданием, питьем крепких напитков, обилием жирной пищи. Обязательное угощение праздника – блины. Обычно они пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие, во всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. По древним представлениям славян, блины изображали солнце. Но блины довольно поздно превратились в атрибут Масленицы. Блины всегда являлись прежде всего поминальной едой, и они символизировали загробный мир, который, по древним представлениям славян, имел солнечную природу. Поэтому важная сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Функцию стимуляции плодородия земли несёт ритуал сожжения чучела Масленицы. Пепел, от чучела который разбрасывался по полям должен был придать плодородие земле. Сжигая старое и иссякшее, крестьяне давали толчок земле для нового возрождения. В народном сознании была неразрывная связь плодородия земли с приплодом скота и плодовитостью людей. Обряды масленицы чествовали молодых людей репродуктивного возраста. Масленица — это праздник молодых супружеских пар. Всюду они были желанны: ездили в гости к тестю и теще, показывались народу в лучших нарядах (для этого вставали рядами по обеим сторонам деревенской улицы). Многие обряды Масленицы, такие как «целовник» (заставляли целоваться при всех), «столбы» (смотры молодожёнов), «гостевания», «катания» с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых людей, —показывали исключительную важность брака для воспроизводства населения.
Масленица - это своеобразный рубеж между зимой и весной. Множество обрядов связано с проводами зимы и встречей весны. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и барыней Масленицей, госпожой Масленицей. Целый ряд обрядовых моментов показывает, что масленичные празднества были связаны с обращениями к солнцу, «идущему на лето». Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой — сезоном холода, мрака и временной смерти природы. Отсюда и особое значение солярных знаков в ходе праздника: образа солнца в виде катящегося горящего колеса, блинов, катания на лошадях по кругу. Все обрядовые действия направлены на помощь солнцу в его борьбе с холодом и зимой. Обряд сжигания чучела Масленицы призывал природу растопить снега, приблизить весну. На масленицу царила атмосфера всеобщей радости и веселья. Отличительной чертой праздничных гуляний были масленичные песни.
                                                    Теперь по порядку о масленичном цикле!
Уже с субботы накануне праздника начинали отмечать «малую масленку». В этот день дети с особым азартом катались с гор. Существовала примета: кто дальше прокатится, у того в семье уродится лён длиннее. В последнее воскресенье перед масленицей было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать всех в гости на масленицу.
Масленичная неделя
Каждый день праздника имел свое название, за каждым днём были закреплены определенные действия, правила поведения и обычаи. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда. В эти дни можно было заниматься хозяйственными работами. Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота, воскресенье. С четверга все работы прекращались.
                                           Понедельник — встреча
Масленицу ждали и встречали, как живое существо. Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. При этом они скороговоркой причитали: «Звал, позвал честной Семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться» «Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка. Приезжай ко мне во тесовый дом речью насладиться, душой потешиться, телом повеселиться!».
Встречу масленицы русские люди начинали с посещения родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь, за круговой чашей, условливались, как и где проводить время. Кого звать в гости, когда кататься по улицам на тройках. К первому дню масленицы устраивались общественные горы, качели вислые и круглые, балаганы для скоморохов. Не ходить на горы, не кататься на качелях, не потешаться над скоморохами, не веселиться в старину означало лишь одно — быть больным, немощным, жить в горькой беде. В дни праздника свекровь обязана была научить свою невестку печь блины, ведь молодожены встречают своей семьей первую масленицу. Если нет свекрови, то теща приходит к зятю в дом и учит печь блины свою дочку. В старину зять и дочь должны были лично пригласить ее «поучить уму - разуму». Это приглашение считалось нашими предками великой честью, о нем говорили все соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера всё необходимое для выпечки блинов: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставилось тесто. Тесть присылал мешок гречневой или пшенной муки и коровьего масла. Пренебрежение зятя к этим обычаям считалось большой обидой.
                                       Второй день праздника — вторник — назывался «заигрыши»
На заигрыши приглашались девицы, и молодцы друг к другу в гости на горах покататься, поесть блинов. К этому дню братья устраивали горы для сестер среди двора. Родители посылали «зваток» к родным и знакомым пригласить их дочек и сынков со словами: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Посыльных встречали с почетом и приветом, угощали вином, блинами и отпускали с наказом:«Кланяйтесь хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами».
                            Третий день масленицы — среда — носил название «лакомка»
В этот день тёщи приглашали своих зятьев на блины. Насмешливый русский народ сочинил о заботливой тёще несколько песен, которые вечером пели только холостые парни и при этом разыгрывали всё то, о чем пелось в этих песнях.
«Как теща про зятя блины пекла»,
«Как, у тещи головушка болит»,
«Как зять-то устал, теще «спасибо» сказал»
                        «Широкий» четверг — это кульминация праздника, «Разгул», перелом
С этого дня хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, продолжались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками.Для катания составлялись целые поезда. Выбирали огромные сани, ставили в середине столб, на столб привязывали колесо. В некоторых местах возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками. Рядом усаживалась Честная Масленица в сопровождении шутов и песенников. За этими санями тянулся поезд с поющими и играющими. Кулачные бои начинались утром и заканчивались вечером. Сначала шли бои «сам на сам», т е. один на один, а потом уже «стенка на стенку». Главное действие в четверг — штурм и захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми. Масленичные гуляния сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.
«…На Масленую огонь палять. Палять костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивають через костры, и мужики прыгають…»
                                                            Пятница — «тещины вечёрки»
В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. В старину зять обязан был накануне с вечера лично пригласить тёщу, а потом, утром, прислать за ней нарядных посыльных. Чем больше их было, тем тёще более оказывалось почестей. Обычно исполняли эти обязанности дружка или сват и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.
                                                              Суббота — «золовкины посиделки»
В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если ее золовки были еще в девушках, невестка сзывала своих подруг - девиц; если они были замужем, тогда приглашалась вся замужняя родня со всем поездом, при этом новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Во многих губерниях в субботу дети строили на реках, прудах, полях снежный городок с башнями и воротами. Потом они делились пополам: одни охраняли городок, другие должны были с боем занять его и разрушить. В этой игре принимали участие и взрослые. После взятия городка начиналось всеобщее веселье и только потом с песнями все расходились по домам.
   Последний день масленицы — воскресенье — называется «проводы», «целовник», «прощеное воскресенье»
Кульминацией всей масленичной недели было прощёное воскресенье. В этот день происходило заговенье перед началом Великого поста.В прощеный день принято покаяться в совершенных в дни праздника (и не только в эти дни) прегрешениях и попросить друг у друга прощение за причиненные вольные или невольные обиды. В этом особый христианский смысл прощеного воскресенья: перед Великим постом каждый человек должен быть очищен и прощен всеми людьми и сам должен простить всех близких. Прощения просили и у живых, и у умерших: с утра все шли на кладбище и поминали родителей. На обратном пути заходили в церковь, просили прощения и отпущения грехов у священников. Новобрачные ездили к своим родным одаривать тестя с тещей, свекра со свекровью, сватов и дружек за свадебные подарки. Каждый просил прощения у всех родных и знакомых. При этом люди говорили друг другу:
«Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою», после чего следовал низкий поклон и поцелуй.В последний день масленичной недели проходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах.В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. Сожжение чучела было характерно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей. В Костромской губернии в воскресенье организовывали «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжали за город и сжигали там свои колпаки — «сжигают Масленицу», а деревенские жители брали пучки соломы, складывали в одну кучу и «сжигали соломенного мужика». В Поволжье, в Татарстане, существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.В некоторых губерниях ряженые ходили по домам и собирали всякий хлам, который не жалко было сжечь.Люди охотно его отдавали. Затем в большом костре в поле мусор и хлам сжигали, а пепел разбрасывали по полю для плодородия земли. Также в костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки) и все остатки праздничной еды.
Завершая прощеное воскресенье молодежь вывозила чучело Масленицы в поле с песней «Полно, зимушка, зимовать» и с приговорками:
Наша Масленица Дорогая, немножечко постояла.
Мы думали – семь неделек,
спохватились – всего семь деньков!
Нас Масленица подманила, на большой пост посадила.
Прощай, Масленица – вертушка, настаёт Великий пост.
Дома ужинать садятся – подают от редьки хвост! Прошла, прошла Масленица!
Ох, ты, Масленица - вертихвостка!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
Да пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.
В конце праздника после торжественного сожжения чучела Масленицы, разбрасывания золы по полям, люди тщательно мыли посуду,жилище и шли в баню. В этот день у многих народов был обычай ходить в баню и чистыми идти на Великий пост. Магический смысл масленичных обрядов имеет истоки в древних верованиях,огонь всегда очищал и оберегал, топил снега, приближал весну, стимулировал плодородие земли, а в народном сознании это было неразрывно связано с плодовитостью людей и скота.
По мнению учёных и исследователей в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. К обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего.
В последнем зимнем празднике мы наблюдаем смесь обрядов языческих и христианских. Изображение Масленицы в виде соломенного чучела (или деревянного истукана), скоморошьи игры, сжигание чучела или бросание его в воду принадлежат к обрядам языческим, но просьбы каждого человека о прощении накануне Великого поста, «прощание с умершими» на кладбище это олицетворение христианских идей. Сегодня обряд сожжения чучела «Масленицы»является символом торжества христианства над язычеством.
Собирайся, народ, веселиться без забот!
Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая!
На саночках расписных, на кониках вороных!

С МАСЛЯНОЙ НЕДЕЛЕЙ!


Возврат к списку